Поиск запасных деталей
В первую очередь стоит рассмотреть вариант замены вышедшей из строя детали — колено удилища, пропускное кольцо, шпулю для катушки и так далее. Если речь о штекерном двухсоставном спиннинге, почти всегда ломается верхнее колено, которое заметно более хрупкое, чем нижнее — его часто можно найти в продаже. То же самое касается и тех деталей спиннинговых катушек, которые чаще всего выходят из строя.
Однако вероятность успеха в этом случае сильно зависит от фирмы-изготовителя. К примеру, удилища и катушки компании «Волжанка» известны среди рыболовов тем, что у производителя или официального представителя всегда можно найти запасные части к ним. Это же касается и многих других производителей.
Обойдется замена сломавшейся детали недешево, однако цена на такие запчасти гораздо ниже стоимости нового спиннинга. При этом все рабочие свойства снасти вернутся полностью, и она будет как новая. Таким образом, это самый простой и эффективный, но в то же время и наиболее затратный вариант восстановления работоспособности спиннинга.
Ремонт бланка с одной внутренней втулкой
В первом случае восстановление снасти своими силами не составляет больших трудностей, но в идеале для него понадобятся материалы в виде колена другой удочки подходящего диаметра. Если у вас есть старые ломаные бланки, которые вам больше не нужны, ремонт не займет много времени.
Чтобы провести его, необходимо:
- обработать края перелома — отпилить до конца трещин и зачистить края бруском;
- сделать внутреннюю вставку длиной 7 см из подходящего по диаметру колена другой удочки и придать ей необходимую конусность;
- сделать внешнюю вставку длиной около 4 см из отрезка колена диаметром побольше и придать нужную конусность ей.
Чтобы придать нужную форму внутренней вставке, необходимо обточить ее таким образом, чтобы внешний диаметр с одного — верхнего — конца был меньше, чем с другого, и она точно входила в место перелома бланка. При обработке внешней вставки, напротив, нужно подогнать ее внутренние диаметры.
Вставки нужно надежно зафиксировать на любой подходящий клей — к примеру, можно использовать эпоксидный. Сначала надо провести внутреннюю втулку внутрь колена с помощью спицы, затем, продолжая удерживать ее этой спицей, надеть на нее верхних отрезок бланка.
Также можно перенести пропускное кольцо, расположенное ниже перелома (ближе к комлю спиннинга) на вставку, которая охватывает колено сверху. Благодаря этому готовая снасть будет иметь более презентабельный вид, а место стыка двух обломков колена удастся максимально разгрузить.
Описанный выше ремонт позволяет быстро вернуть спиннинг в рабочее состояние, при этом в случае правильного обращения служить он может еще долгое время. Однако подобная технология имеет существенный недостаток — чтобы смонтировать тщательно подогнанную по верхнему и нижнему диаметрам наружнюю втулку, ее надо надевать со стороны вершинки, для чего, вероятнее всего, потребуется снять одно или несколько пропускных колец.
Есть и более простой вариант, который обеспечивает должный уровень прочности и долговечности восстановленной снасти. Чтобы провести его, необходимо сначала установить внутреннюю втулку, а затем сделать поверх бланка обмотку из капроновой нити или другого подходящего материала, которую надо также смазать клеем. Достаточная длина такой обмотки — 3 см, но можно сделать и больше.
Чем больше диаметр нити, тем меньше понадобится витков и выше окажется прочность соединения, однако слишком толстую брать тоже не стоит, так как это ухудшит вид готового изделия. Если подобрать нить в цвет бланка, отремонтированная снасть будет выглядеть достаточно хорошо.
Единственное, что надо иметь в виду — современные качественные снасти имеют тщательно выверенный строй и столь же тщательно выверенную расстановку колец. Это обеспечивает максимальную дальность забросов и оптимальное распределение нагрузки по бланку во время вываживания.
После ремонта, который предполагает подрезку поломанного колена, спиннинг потеряет часть своих свойств. Поэтому описанная выше технология ремонта подходит в первую очередь для недорогих снастей, а для спиннинга топ-уровня оптимальным вариантом будет замена сломанного колена.
Если в свободной продаже найти его не получилось, можно обратиться к хорошему мастеру по ремонту снастей, который наверняка сможет подобрать хороший вариант.
Ремонт кончика спиннинга
Кончики двух спиннингов бывают двух видов — полые (tubular tip) и сплошные (solid tip). В первом случае их восстановление проходит по технологии ремонта бланка, которая была описана выше:
- необходимо обрезать края сломавшегося колена до конца трещин;
- подобрать внутреннюю и внешнюю втулку подходящего размера и подточить их, чтобы они идеально подходили к участку перелома;
- соединить нижнюю и верхнюю части сломавшегося колена.
Также можно использовать вариант с внутренней втулкой и наружной обмоткой.
Ремонт хлыстика
Хлыстики современных спиннингов очень гибкие, и их поломка на вываживании практически исключена. Чаще всего они переламываются пополам либо при захлесте лески вокруг тюльпана, когда не заметивший этого рыболов выполняет заброс, либо при неосторожном обращении со спиннингом на берегу или при транспортировке.
Если сломался сплошной вклеенный хлыстик, правильным решением будет его замена. Все, что нужно для этого сделать — отпилить кусок колена со старой вершинкой и вклеить новую.
Подобрать подходящий вариант в рыболовном магазине не составит большого труда, но лучше отправиться в том, где больше ассортимент. Можно приобрести в нем цельную вершинку для маховой удочки или для фидера.
В продаже бывают и цельные спиннинговые хлыстики, но отыскать их сложнее.
Установка вершинки проходит так же, как и установка внутренней втулки при ремонте бланка — для этого понадобятся клей и длинная спица. Если хлыстик сломался возле самой вершинки, можно просто отпилить его кончик и установить на него новый тюльпан с подходящим посадочным диаметром. В таком случае спиннинг станет немного короче, а вершинка — жестче.
Ремонт тюльпана
Изо всех пропускных колец наибольшей нагрузке во время ловли подвергается именно тюльпан, поэтому неудивительно, что он ломается довольно часто. К счастью, эта поломка спиннинга устраняется легче всего.
Нужно только обрезать кончик со старым тюльпаном и приклеить к вершинке новое верхнее пропускное кольцо с подходящим посадочным диаметром. При этом имеет смысл хорошенько поискать в магазинах модель, максимальной похожую на родную.
К примеру, если старый тюльпан имел вставки из SiC и противозахлестную конструкцию, надо постараться найти такую же. Если не получается найти идеально подходящее пропускное кольцо, лучше взять вариант с большим посадочным диаметром, а на кончике удочки сделать обмотку из нити нужной толщины и покрыть ее клеем.
К ремонтным работам нужно подходить тщательно и без спешки. Очень важно приклеить тюльпан ровно, чтобы он стоял соосно остальным пропускным кольцам. Если тюльпан будет даже незначительно отклоняться вправо или влево, это приведет к значительному снижению дальности и точности забросов.
Ремонт катушки для спиннинга
Спиннинги бывают двух основных видов:
- Телескопический. Тот, который складывается как подзорная труба или телескоп. Его удилище равномерно разделятся на колена, внутри конструкция пустая. Что позволяет ей складываться (тонкую часть в чуть потолще).
- Штекерный (коленный). Колена в удилище, между собой, плотно закреплены трубками. Такие спиннинги более удобны и надёжны при использовании.
Сломанный спиннинг с телескопическим удилищем, отремонтировать проще.
Виды катушек на спиннинг:
- Инерционные катушки типа «Невская». Это самый простой вид катушки. Зачастую она не имеет даже механизма притормаживания лески. Рыбаку приходится барабан с леской притормаживать пальцем.
- Профессиональные рыболовы предпочитают использовать безынерционную катушку. В такой катушке при забросе приманки, шпуля (место, где намотана леска) остаётся неподвижной. Разматывается только леска. Главное условие для использования шпули, она должна быть полностью заполнена леской.
- Самая новая разработка специалистов — это инерционная мультипликаторная катушка. Она совмещает в себе механизмы работы инерционной и безынерционной катушки.
Первые два, самостоятельно починить, возможно. Мультипликаторные очень сложны, и их ремонт лучше оставить специалистам. Единственная поломка у этой катушки, которую можно устранить самостоятельно — запутывание лески.
Виды поломок спиннинга
Спиннинг ломается по двум причинам:
- Заводской брак. Эту причину дальнейшей поломки можно обнаружить при покупке. Главное внимательно выбирать;
- Поломка происходит по вине рыболова. По причине неумелого обращения со снастями и неправильной транспортировке. Более 90% поломок случаются именно по этой причине.
Рассмотрим, какие могут быть поломки удилища.
- Удилище (колено) ломается пополам.
- Поломка тюльпана, самого кончика спиннинга. Зачастую он отламывается у основания.
- Поломка вершинки. Часто ломается в середине или начале последней секции.
Между роликом для укладывания лески и рычагом образовалась щель. Леска там застревает, и этим приносит массу неудобств.
- Выход из строя пружины возврата дужки лескоукладывателя.
- Катушка туго вращается и заедает.
- Трансформация дужки.
- Потеря колпачка редуктора.
Ремонт рыболовных катушек своими руками осуществить сложно, но возможно, главное иметь всё нужное под рукой:
- смазку;
- маленькие отвёртки (крестовую и плоскую);
- изоленту;
- пластырь;
- надфиль;
- наждачную бумагу;
- маленькие пассатижи;
- двухкомпонентный клей;
- булавку.
Приступаем к ремонту рыболовной катушки. Перед тем как её разобрать, очищаем от грязи. Проводя ремонт будьте аккуратны и внимательны. Катушка является самым сложным механизмом в спиннинге.
Основные поломки и способы устранения:
- Леска задерживается между роликом лескоукладывателя и рычагом, в месте образования щели. Этот узел разбирается и надфилем подпиливается изъян на роликовой головке.
- Если сломалась пружина дужки лескоукладывателя, её вполне возможно заменить булавкой. Прослужит она не долго, но на первое время выручит.
- Когда катушка туго вращается и заедает нужно добавить смазку в редуктор. Для этого слегка откручиваются болты на крышке. Крышка приоткрывается, и смазка закапывается в эту щель.
- При не правильном обращении со спиннингом (его падение) может деформироваться дужка. Если это случилось, её снимают и выравнивают. Возможно, это придётся делать не один раз.
- При потере колпачка редуктора место, где находился колпачок, заклеивают изолентой или скотчем. Если этого не сделать вовремя, попадание песка в катушку приведёт к серьёзной поломке, которую самому исправить не получится.
С более сложными поломками спиннинговых катушек лучше обратится к специалистам.
Как правильно разобрать катушку
При разборе рыболовной катушки важно чтобы все детали были разложены в правильной последовательности. Это понадобится для того чтобы правильно её собрать. Последовательность разборки:
- Снимается гайка тормоза и шпуля.
- Снимаются шестеренка и шайбы находящиеся под шпулей.
- Отвинчивается ручка.
- Откручивается зажимная гайка в механизме катушки.
- Снимается ротор.
- Снимается дужка лескоукладывателя.
- Снимается механизм защелкивания лескоукладывателя.
- Разбирается ролик для прохождения лески.
- Откручивается болт стопора обратного хода.
- Снимается переключатель.
- Откручивается болт заглушки.
- Вытягивается заглушка.
- Снимается стенка катушки.
Дальше следует основной механизм. Он состоит из бегунка и двух шестерней. Без необходимости его не стоит снимать. Собирается катушка так же, но в обратном порядке.