Неисправности безынерционных катушек
«Купание» Попадание воды внутрь безынерционной катушки приводит к усиленному износу механизма. Если катушка «нахлебалась», то 5 минут активной работы приводят к такому уровню износа, который без попадания воды внутрь механизма наступает только через сезон-другой ее обычной эксплуатации.
В связи с этим, если вы безынерционную катушку все-таки «искупали» нужно сразу прекратить ее использование (можно продолжить ловлю, установив запасную катушку) и как можно скорее выполнить техобслуживание: удалить из катушки эмульсию, представляющую собой смесь смазки с водой, и заложить новую смазку в трущиеся узлы.
Несмотря на то что в рекламе большинства безынерционных катушек Daiwa написано «Washable», что дословно можно перевести как «не теряющие своих свойств после мытья», по факту — даже секундное купание катушки в большинстве случаев приводит к 100% попаданию влаги на часть механизмов и внутренних полостей корпуса.
Есть модели безынерционок, в которых полностью реализована защита от попадания воды при погружении. Это, например, Daiwa Saltiga Z.
Но в любом случае после каждого «купания» стоит выполнять замену смазки.
.
После длительного вываживания трофейной рыбы снастью, не рассчитанной на подобный размер рыбы, выкачивания здоровенной коряжины и пр. безынерционную катушку также желательно подвергать последующей разборке и смазке.
Новая безынерционная катушка — всегда проверяйте количество смазки
Последнее время производители стали экономить на смазке, и новые безынерционные катушки в большинстве изначально смазаны недостаточно. Количества смазки оказывается достаточным только лишь для того, чтобы можно было убедиться в ее первичной работоспособности.
Нельзя сказать, что так бывает всегда. Но, не подвергнув безынерционку разборке, практически нельзя понять, присутствует ли в новой безынерционной катушке необходимое количество смазки.
Поэтому, если есть возможность, перед началом эксплуатации ее желательно смазать.
В безынерционных катушках используются винты и гайки из относительно мягких материалов: хромированная бронза, алюминий, мягкая нержавеющая сталь. В связи с этим, если использовать не точно подходящий по размеру и профилю инструмент, легко испортить винт (гайку), при этом и не отвинтив ее даже частично. В данный момент можно купить практически любой инструмент, и стоит он относительно недорого.
Подберите отвертки под винты, которые используются в вашей безынерционной катушке. Обратите внимание на то, что отвертка под шлицевые винты должна соответствовать им не только по толщине, но и по ширине (т.е. размер отвертки обязательно должен соответствовать размеру винта).
Что касается гаечных ключей, можно рекомендовать использовать накидные ключи (фото 1). Это связано с особенностями конструкции узла крепления ротора.
Для безынерционных катушек Daiwa самые ходовые размеры ключей — это 10, 12 и 14.
По результатам исследования новых безынерционных катушек Daiwa и из личного опыта автора этого материала можно указать следующее — для достижения максимальной эффективности работы любой безынерционной катушки требуется три вида смазки разной густоты.
Наиболее густая смазка используется для зубьев шестерней. За счет того, что смазка густая, она долго держится на зубьях, сохраняя их от преждевременного износа.
В качестве такой смазки можно порекомендовать Daiwa Molybden Gerase, или ZPIF0 Grease, или Grebenstein Rollenfett (фото 2). Если у вас нет возможности достать специализированную смазку для безынерционных катушек, для зубьев шестерней можно использовать смазку «Литол». Но в этом случае нужно понимать, что ход будет немного тяжелее, чем у катушки, смазанной специализированной смазкой.
Можно смазывать зубья шестерней и смазкой Daiwa Reel Guard Grease или Shimano Reel Grease Spray из баллонов. При ловле в летний период такая смазка задерживается на зубьях не более двух рыбалок. Поэтому можно рекомендовать смазывать зубья шестерней такими смазками только с расчетом эксплуатации безынерционной катушки строго в зимний период.
Смазка средней густоты используется для смазки главной оси безынерционной катушки, а также бесконечного винта или кулисы механизма лесоукладки. В качестве такой смазки можно использовать смазку Daiwa Reel Guard Gerase или Shimano Reel Grease Spray в аэрозольных баллонах (фото 3).
Если у вас нет возможности достать такую смазку, ее можно получить путем смешивания «гуcтой и жидкой» версий до достижения консистенции медицинского вазелина.
Если у вас мало опыта по разборке/сборке безынерционных катушек, можно порекомендовать перед снятием и после снятия каждой детали снимать катушку на цифровой фотоаппарат. В этом случае, если вы забудете, где какая деталь находилась, это будет легко узнать, посмотрев сделанные ранее снимки.
Часто винты в безынерционных катушках Daiwa при сборке на производстве завинчивают очень туго или/и дополнительно применяют средство для фиксации резьбы. При отвинчивании такого тугого винта катушку ни в коем случае нельзя держать на весу.
Иначе отвертка может соскочить, при этом значительно повредив корпус или механизмы катушки. Для решения данной проблемы можно порекомендовать выполнять работу с безынерционной катушкой на столе, предварительно положив на его поверхность мягкую и нескользкую подкладку (например, гелевый коврик для компьютерной мыши).
Для того чтобы не растерять детали от катушки и легче запоминать их расположение, можно порекомендовать приклеивать их на двусторонний малярный скотч, несколько полос которого зафиксированы на том же столе. Соответственно приклеивать скотч нужно в таком месте, чтобы снятые фрагменты не задевались локтем даже случайно (фото 5).
При техобслуживании безынерционные катушки требуется смазать трущиеся узлы, в которых смазка сработалась или «ушла» в процессе эксплуатации. Это зубья шестерней, механизм лесоукладки, обгонная муфта и другие узлы на усмотрение рыболова.
Если катушка купалась, перед смазкой необходимо удалить всю «образовавшуюся» эмульсию (смесь смазки и воды) с рабочих узлов и внутренних полостей ее корпуса. Пошаговая инструкция Рассмотрим процесс техобслуживания на примере безынерционной катушки Daiwa Certate 3000.
Разбор всех моделей катушек Daiwa (и не только) начинается со снятия подшпульного узла. Далее снимается ротор. Под ним часто располагаются винты, которые держат крышку механизма. Без снятия ротора они не видны. Итак, начали: первыми снимаем шпулю и ручку (она откручивается в направлении, обратном направлению вращения ручки при намотке лески на катушку).
Отвинчиваем винты, которые держат кожух подроторного узла (фото 25), отверткой типа PH 0 и снимаем кожух (фото 26), после чего вынимаем обгонную муфту с прижимным кольцом и воротком (фото 27). Отверткой типа PH 1 отвинчиваем 3 винта, которые держат узел вращения ведомой шестерни (фото 28), после чего вытягиваем этот узел за вал ведомой шестерни (фото 29).
Затем вынимаем главную ось с кулисой (фото 30). Следует отметить, что винт, который крепит главную ось к кулисе, заштампован.
Не пытайтесь его отвинтить. Иначе вы только испортите эту деталь.
Этот тип рыболовных катушек по праву считается самым распространенным и простым в эксплуатации, но у них, как практически и у каждой механической конструкции, есть свои сильные и слабые стороны. К их сильным сторонам принято относить следующее:
- Универсальность. При правильном подборе такой катушки можно эффективно ловить как на самые легкие, так и на довольно тяжелые приманки.
- Возможность выполнять медленную и быструю проводку, оперативно меняя, при необходимости, темп.
- Высокую чувствительность. Правильно настроенная катушка позволит вовремя среагировать на любую поклевку.
- Наличие регулируемого фрикционного тормоза. Это в некоторых случаях позволяет сохранить снасть от обрыва.
К отрицательным свойствам такого механизма относится следующее:
- Достаточно сложная конструкция, требующая бережного отношения.
- Заметный износ лески ввиду ее интенсивного трения о борта шпули при забросах.
- Значительная стоимость некоторых моделей.
Нельзя не отметить, что в последние годы качество и функциональность этих катушек заметно выросло, особенно в дорогом сегменте.
Как уже говорилось выше, установка катушки на спиннинг производится в специальное приспособление, основанное на принципе прижима основания ножки механизма посредством винтовой передачи. После монтажа на удилище производится операция намотки шнура на шпулю.
Шнур подаётся с кончика удилища, по кольцам, до шпули. Лескоукладыватель открывается, и леска или плетёнка привязываются к шпуле.
Затем закрывают лескоукладыватель и производят намотку шнура в нужном количестве.
Важно! Наматываемый шнур должен быть предельно натянут. В этом случае первоначальное плотное расположение витков обеспечит дальнейшее правильное сбрасывание колец и такую же корректную смотку.
Не домотав леску порядка 2 мм до конца бортика шпули, наматывание заканчивают. Лескоукладчик закрывают. Леска при этом движении самостоятельно ложится на подающий ролик на дужке лескоукладывателя. Устанавливают настройки фрикциона на две трети усилия, от критического значения для разрыва шнура. Снасть готова к дальнейшим манипуляциям с оснасткой.
Заброс делается при открытой скобе. Леска прижимается указательным пальцем к бланку и производится ровный плавный замах с последующей подачей приманки в точку лова.
Палец синхронно, в момент заброса, должен отпустить леску. Подав приманку, дужку лескоукладывателя закрывают и начинают проводку.
Спиннинг с безынерционной катушкой в полной работе, осталось только дождаться поклёвки и заиметь в садке или на кукане долгожданный улов.
Причин подобных явлений несколько. Наиболее распространенные — неисправность механизма подачи шпули или механизма лесоукладывателя.
В механизме подачи шпули чаще всего в процессе эксплуатации самопроизвольно раскручивается винт, соединяющий ось шпули с ползунком в случае кулисной передачи — с кривошипом фото 5. При этом появляется паразитный продольный люфт шпули, нарушающий геометрию укладки лески.
Устранить подобную неисправность несложно — необходимо закрутить винт крепления оси. Что касается механизма лесоукладывателя, то чаще всего неправильная укладка вызвана ограничением хода или заеданием рычага лесоукладывателя.
Причины — потеря упругости или деформирование возвратной пружины механизма лесоукладывателя, попадание песка в место соединения рычага с ротором, отсутствие смазки фото 6. При включенном положении рычага стопора обратного хода ручка катушки вращается в обе стороны отказ системы блокировки обратного хода.
Если рыболов не является закоренелым профессионалом, то разбор устройства лучше всего производить по порядку, раскладывая на тряпице части катушки по порядку. Разбор производится в следующей последовательности:
- У фрикциона и шпули снимается гайка.
- Под шпулей располагаются шайбы и шестеренки, аккуратно снимаем их и осматриваем на предмет образовавшейся стружки или выработки.
- Снимаем ручку.
- Далее важный момент — разбирается сама катушка. С помощью плоскогубцев, а лучше ключом снимаем специальную зажимную гайку и достаем ротор.
- Демонтируется дужка лесоукладывателя и ролик, с помощью которой происходит стопор.
- Болт реверса и второй, крепящий его, тоже снимаются довольно легко.
- Для снятия стенки катушки потребуется довольно значительное усилие, но сломать недешевую тонкостенную катушку не получится. В крайнем случае, будьте осторожны и для начала расшатайте деталь.
- Сняв стенку, можно увидеть «сердце» катушки — это две шестерни и бегунок. Визуально сразу можно определить, все ли с ними в порядке, лишний раз эти детали тревожить не стоит.
Проблема может оказаться гораздо ближе, необязательно разбирать весь катушечный механизм, но знать, в каком порядке и как это делается, не помешает любому рыболову. Рыбалка бывает не только на выходные дни, она может тянуться недели.
https://www.youtube.com/watch?v=Fxhrb3qXOI0
Поэтому, чтобы не пересесть на поплавок, пока твои товарищи таскают знатных щук и судаков, лучше быть в курсе возможных поломок. Чаще всего они находятся не так глубоко в устройстве, и ремонт спиннинговой катушки вполне возможен в полевых условиях.
Подбор изделия для спиннинга — важный этап подготовки к рыбалке. Выполнять ремонт безынерционной катушки своими руками сложно. Нужно знать, как разобрать устройство, восстановить его работу. Можно на фото посмотреть расположение катушкодержателя и всех составляющих элементов.
Чтобы выполнить ремонт же катушек для спиннинга своими руками, потребуется подготовить:
- набор отверток;
- небольшие пассатижи;
- изоленту;
- клей;
- наждачную бумагу;
- пластырь;
- смазку;
- надфиль;
- булавку.
Все это должно быть рядом.
Необходимо снять гайку тормоза, штуля, шестеренку, шайбу. Следующим этапом отвинчивают ручку и откручивают гайка.
Необходимо снять ротор и дужку лескоукладывателя, механизм защелкивания. Чтобы отремонтировать рыболовную катушку, нужно разобрать ролик, предназначенный для прохождения лески.
Следующим этапом откручивают болт стопора и снимают переключатель, болт заглушки, сама заглушка и стенка спиннинговой катушки, что открывает доступ к основному изделию.
Перед ремонтом нужно все хорошо протереть ватой, которая смочена в воде. Это позволит устранить песок или грязь.
Неисправности безынерционных катушек
Для удаления строй смазки с шестерней удобно воспользоваться кисточкой, смоченной бензином. Удаляем старую смазку с ведущей шестерни (фото 31).
Аналогично удаляем смазку с ведомой шестерни и с кулисы. Закладка новой смазки Наносим густую смазку на зубья ведущей шестерни (фото 32) и в паз кулисы (фото 33).
Жидкой смазкой смазываем центральную втулку обгонной муфты (фото 34). Попадание в обгонную муфту густой смазки нежелательно, так как она в этом случае начнет проскальзывать.
Рыбаки со стажем при разборке катушки рекомендуют располагать детали на бумаге по порядку их складывания. Разборка и сборка безинерционной катушки довольно нелегкий процесс. Рассмотрим простой порядок действий при осмотре и очистке безинерционной катушки.
Сперва с поверхности катушки тряпочкой следует удалить пыль, так как при дальнейшем вскрытии катушки она может попасть в механизм. Если же пыль въелась тогда следует протереть катушку тряпочкой или ушной палочкой, которая смочена в бензине для зажигалок или же эфиром.
Затем необходимо удалить пыль под ротором. Для этого снимаем шпулю и поворачиваем рукоятку катушки таким образом, чтобы ось шпули находилась в крайнем переднем положении.
С оси шпули снимаем стопорное кольцо с шестерней.
Затем следует отвернуть винт, который фиксирует гайку, держащую ротор и снять стопорное кольцо, если такое есть на Вашей катушке. На разводном ключе необходимо установить размер, который соответствует размеру гайки, и открутить ее.
Если же гайка не поддаются больших усилий прилагать не стоит, так как на некоторых катушках у такой гайки обратная резьба. Необходимо попросту покрутить в другую сторону.
Когда открутите гайку, отметьте положение ротора по отношению к втулке, на которой он расположен. Для этого хорошо воспользоваться водостойким маркером, чтобы нанести точки на втулку и на ротор. Это необходимо затем, чтобы при сборке ротор поместить в прежнее положение. Если этим советом пренебречь, тогда при вращении ротор может начать чиркать. После этого следует сдвинуть ротор вперед.
Для того, чтобы удалить пыль, которая находится с внутренней стороны ротора и с корпуса катушки следует воспользоваться зажатым в пинцете ватным тампоном. Оси роликов обгонной муфты смазываем жидкой смазкой.
Следует заметить, что в обгонную муфту не следует лить много масла, так как она будет проскальзывать. Особенно актуально это, если катушка будет использоваться в зимний период.
После того как обгонная муфта была смазана, ротор следует поставить с учетом пометок на место, и слегка пошевелить его, чтобы он принял старое положение. Затем завинчиваем гайку, стопорное кольцо устанавливаем на место и привинчиваем стопорный винт.
После этого следует снять ручку и снять крышку, закрывающую механизм катушки. У некоторых катушек для этого требуется снять фрикционный тормоз или разобрать другие узлы.
Перед тем, как вынуть ведущую шестерню, следует пометить взаимное расположение шестерней. Это можно сделать, используя несмываемый маркер.
Пометки необходимы для того, чтобы при сборке, возможно было обеспечить взаимное исходное расположение шестерней, поскольку у зубьев шестерней индивидуальная пригонка. Если же нарушить расположение, катушка будет вращаться с затруднением, и будет издавать звук.
Следует заметить, что сегодня в продаже появляются катушки, в которых применена специальная технология, позволяющая не прибегать вообще к процедуре совмещения зубьев.
После того, как были сделаны пометки, необходимо вынуть ведущую шестерню. Если же ведущая шестерня, хотя бы с одной стороны вращается на втулках, необходимо трущиеся поверхности втулок смазать густой смазкой.
Спиннинги: основные виды и особенности
К основным рабочим характеристикам данного рыболовного аксессуара относят вместимость шпули, передаточное число механизма зубчатых шестерён и тяговое усилие изделия.
Шпули должны быть с объёмами, позволяющими хранить и беспрепятственно сбрасывать необходимый объём шнура в определённом диаметре. Как правило, заполнение шпули ведётся с остатком свободного объёма до верхней кромки элемента порядка 3 мм. Именно такое заполнение объёма гарантирует простые по исполнению и в то же время далёкие забросы без неконтролируемого схода шнура.
Мужчины знают, как бывает сложно собраться на рыбалку. Важно выбрать спиннинг и сопутствующие принадлежности.
- телескопические — устройства собирается, словно подзорная труба, а удилища разделяются на колена;
- штекерные — все колена закрепляются трубкой. Эта модель спиннинга отличается удобством в использовании.
- Инерционные — относятся к виду «Невская». Отличаются простотой и не имеют механизма, предназначенного для притормаживания лески.
- Безынерционные катушки для спиннинга — шпуля во время заброса приманки неподвижна, будет разматываться только леска.
- Инерционная мультипликаторная — в ней совмещаются функции инерционного и безынерционного изделия.
Первые две модели изделия легко восстановить собственными силами.
Основные неисправности спиннинга
Самым популярным вопросом среди рыбаков будет о том, как сделать ремонт катушки для спиннинга своими руками. Эта поломка встречается чаще всего. Но для начала нужно разобраться со следующими нюансами.
- заводской брак — можно обнаружить неисправности уже на стадии покупки устройства;
- вина рыбака — неосторожность во время ловли рыбы.
Основные виды неисправности катушек
Между рычагом и роликом, предназначенным для укладывания лески, появляется щель. Это приводит к тому, что начинает застревать леска.
- Катушка начинает заедать и плохо вращается.
- Пружина возврата дужки лескоукладывателя перестает работать.
- Колпачок редуктора теряется.
- Дужки трансформируются.
Периодическое проведение техобслуживания позволит продлить срок эксплуатации устройства. Телескопические спиннинги всегда легче ремонтировать. Инерционные мультипликаторные катушки доверяют только специалистам.
Катушка для болонской ловли
Охота болонской снастью является очень мобильным методом рыбалки, где предъявляются особые требования к массе комплекта оснащения. Регулярные перезабросы наживки, выматывание шнура для вываживания рыбы и смены приманки, а также ведение регулируемых проводок держат рыболова в постоянном напряжении и движении.
Вид шнура для оснащения рыболовной снасти подбирается в зависимости от вида ловли. Как правило, в фидерной ловле и в большинстве спиннинговых дисциплин применяют плетёные шнуры.
Важно! Шпуля должна вмещать достаточное для дальности заброса количество шнура, с таким расчётом, чтобы до конца её кромки, после его укладки, оставалось свободным пространство минимум в два миллиметра. Это расстояние позволяет забрасывать оснастку без хаотичного сброса колец.
Для матчевых и болонских снастей применяют в основном лески. Лески используют более мелких диаметров и иногда, для достижения оптимальной намотки объёма, применяют подкладочную подмотку, так называемое основание, из материала большего по диаметру, чем основная леска.
Важно! При покупке катушек в обязательном порядке обращают внимание на состояние поверхности шпули, которая должна быть гладкой и не иметь даже малейших шероховатостей. В противном случае данные несоответствия приведут к ощутимым дефектам и лески и шнура.
Катушки на удочку для зимней рыбалки
Несмотря на, относительно невысокие требования к рабочим характеристикам механизма при покупке рыболовного аксессуара нужно обращать внимание на некоторые особенности строения изделия, которые в случаях дефекта или некачественного исполнения могут радикально мешать производительному рыболовному процессу и деформировать остальное оснащение.
Продавцы рыболовного оборудования грешат поставками на наш рынок некачественного, по большей мере китайского товара, не соответствующего даже низкой планке предъявляемых в поплавочной ловле требований к механизму.
При выборе товара визуально осматривают корпуса механизмов на отсутствие трещин и зазоров между соединительными деталями и их элементами. Наличие люфтов в соединениях и послаблений в зажатиях крепёжных винтов говорит о низком качестве продукта.
Особое внимание при выборе уделяют глядя на шпулю и барабан катушки. Поверхности этих элементов обязаны быть гладкими, без потёртостей, шероховатостей и зазубрин.
Кромки проверяют на отсутствие трещин и заусенец. Наличие этих дефектов даже в малом количестве будет однозначно деформировать лески и препятствовать комфортному забросу оснащения.
Рукоятка механизма в исправном изделии вращается равномерно без проскоков, торможения и различного рода посторонних звуков. Не забывают проверять и фрикционный тормоз.
Для этого потребуется накинуть на шпулю отрез лески и произвести настройки тормоза с последующей натяжкой шнура.
Важно! Фрикционы при избыточной силе потяжки должны плавно отдавать шнур с вращающейся шпули с характерным потрескиванием.
Напоследок проверяют надёжность резьбового соединения, актуально для видов катушек для рыбалки в безынерционном исполнении, ведущего вала и шпули. Гайка должна плотно сидеть на резьбе, а в собранном состоянии шпуля не должна иметь люфта относительно корпуса механизма и свободного хода при закрытом лесоукладчике.
Удочка с катушкой должна ощущаться рыболовом как гармоничный и сбалансированный ловчий инструмент. Для монтажа на снасти все виды механизмов имеют специальный кронштейн, так называемую крепёжную ногу, размеры которого должны соответствовать зажимным пазам на комле удилища.
Непосредственно перед монтажом пазы при помощи резьбовой червячной передачи раздвигаются и в них вставляют кронштейн аксессуара. Кронштейн обязан входить в пазы без натягов и явно выраженных люфтов.
После установки пазы сводят, прикладывая адекватное усилие для стяжки зажимного механизма. Установленный аксессуар проверяют на люфты.
При их наличии соединение дожимают. Установив катушку, приступают к монтажу лески.
Для этого её протягивают сквозь пропускные кольца снасти и при помощи самозатягивающейся петли и при открытом лесоукладчике вяжут за основание шпули. Следующей операцией является намотка лески.
Важно! Осуществляют её с натяжкой шнура, что даёт тугое накладывание плотных колец к основанию шпули и относительно друг друга.
Натяг шнура делают рукой или просовывая наматываемую леску через страницы тяжёлой книги. Ручку механизма крутят неспешно, останавливая процесс для визуального контроля укладки витков, которые не должны между собой перехлёстываться.
Рассматривая подбор катушки для зимней рыбалки, делают упор на применение инерционных модификаций. Лучшие катушки с небольшим диаметром барабана, выполненные из плотной пластмассы или экструдированного пенополистирола.
Конструкция изделия должна быть как можно проще, а это вал с надетым на него через втулку барабаном и пружинным стопором. Желательно, чтобы влага не попадала на вал конструкции.
В противном случае барабан будет постоянно примерзать к валу, препятствуя свободной смотке лески с барабана.
Важно! После рыбалок изделие обязательно должно подвергаться тщательной сушке.
Безынерционки подходят для зимнего лова с условием проведения мероприятий препятствующих замерзанию шнуров, которое проводят смазкой лесок силиконовыми составами. Эти типы изделия позиционируют себя как элементы для охоты при помощи зимнего спиннинга.
Рейтинг популярных моделей катушек
Катушка для удочки прослужит долго, если покупку сделать у известного и проверенного временем производителя. К тому же при покупке данного аксессуара у оригинальных изделий имеется гарантийный срок эксплуатации, о чём продавец напомнит покупателю при продаже и в случае поломки, что случается у брендовых изделий достаточно редко, организует замену или бесплатный ремонт вышедшей из строя детали.
Давая рекомендации к подбору механизмов представим наиболее известные в этой сфере мировые фирмы к которым в первую очередь относится Shimanо. Бренд представляет обширную линейку инерционных и безынерционных катушек для различных видов ловчих снастей.
Хотел бы представить рейтинг безынерционных катушек для спиннинга наиболее любимых у рыболовов, где можно выбрать недорогие, но в то же время качественные их варианты, и уже в зрелом рыбацком возрасте, с опытом, растратиться на элитарный аксессуар.
Важно! Бюджетные безынерционные катушки — отличный вариант для оснащения снастей начинающих рыболовов. Такой первоначальный выбор даст возможность научиться правильно работать с механизмом, невзирая на боязнь поломки от неправильной эксплуатации.